Месяц рамадан источает аромат семейства Пророка (ДБАР). В середине этого благодатного месяца ангелы принесли весть о рождении первого сына от счастливого союза Али (мир ему) с дорогой дочерью Пророка (ДБАР). Хасан, сын Али (мир им), родился в городе Медине 15 рамадана 3-го года по хиджре. По случаю наступления этого благословенного дня в исламских странах появилась традиция раздачи пищи, принимаемой во время поста после захода солнца и постящиеся с радостью в сердце возлагают надежду на его милость и прощение.
Он всегда был рядом с Пророком. Находясь около него, на его коленях и порой на плечах, он слышал с уст посланника божьего снизошедшие аяты откровения и пересказывал их для своей матери Захры (мир ей). Приходя домой Али (мир ему) чувствовал изменение домашней атмосферы, когда и знакомился с новыми кораническими аятами. Он спрашивал у Фатимы о том, откуда они. «От нашего сына, Хасана» — говорила она в ответ.
Однако Хасан ибн Али (мир им) недолго пользовался присутствием своего великого деда, поскольку Пророк покинул этот мир, когда Хасану было около 7 лет. После этого события он в течение 30 лет перенимал знания у своего отца, Али (мир ему). Вслед за мученической гибелью Али на имама Хасана в течение 10 лет легла ответственность руководства мусульманами.
В действительности, отличительной особенностью великой личности имама Хасана, было то, что он был сыном посланника божьего (ДБАР) и был очень похож на него по внешности. Мусульманские исследователи сходились по тому мнению, что Хасан — это пророческий сын.
В подтверждение этого обстоятельства мусульманские ученые, в том числе Джалаладдин Сейвати, приводят 61 аят суры «Семейство Имрана», который гласит: «Кто же будет препираться с тобой об этом после того, как пришло к тебе знание, то скажи: „Приходите, призовем наших и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, и нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов!" Исламские ученые придерживаются единого мнения по тому вопросу, что имам Хасан и имам Хусейн, как пророческие сыны, а также Али (мир ему) и Фатима (мир ей) присутствовали рядом с посланником божьим в день мубахиля. (мубахиля — это когда две противоположные стороны, имеющие разногласия по какому-либо вопросу, посылают проклятие Аллаха друг другу и просят Бога, чтобы Он ниспослал наказание на тех, кто является лжецом).
Из этого аята мы делаем заключение, что Хасан и Хусейн (мир им) являются пророческими сыновьями.
С другой стороны, высказывания самой личности Пророка служат ярким свидетельством того, что он считает имама Хасана и имама Хусейна своими сынами и весьма почитает их. Пророк ислама (ДБАР) изволил сказать: „Хасан и Хусейн — мои сыновья. Тот, кто любит их, любит и меня".
Как-то некий человек пришел к имаму Хасану (мир ему) и сказал: -О сын Али, ради того Бога, который наделил тебя множеством благ, окажи мне помощь! Безжалостный враг напал на меня! Он не уважает старых и не жалеет детей. -Кто твой враг? — спросил его светлость. -Мои враги это нищета и немощность. Его светлость опустил голову и затем, обратившись к прислуге, сказал: -Принеси все, что имеешь в своем распоряжении. Прислуга принес 5 тысяч дирхемов и имам Хасан (мир ему) подарил их нуждающемуся человеку.
Имам Хасан (мир ему) всю свою жизнь служил успокоением для страждущих душ, прибежищем для нуждающихся и надеждой для безнадежных. Он оказывал людям помощь, прежде чем они обращались к нему за ней, тем самым освобождая их от тяжелого бремени стеснения. Имам Хасан (мир ему) говорил: „Оказывая помощь до того, как тебя попросят о ней, ты совершаешь великое дело". Имам Хасан (мир ему) отличался скромным, терпеливым и сдержанным характером и был самым мужественным человеком своего времени.
Грандиозная сокровищница его знаний и мудрости поражала окружающих, принимая решение он проявлял проницательность и беспредельную точность. Имам Хасан (мир ему) был доверенным советником и надежным покровителем для своего отца Али (мир ему) и исполнял немаловажную роль в решениях и правительственных делах. В период правления Али (мир ему) всякий раз, когда имама Али не было в Куфе и он не мог руководить пятничной молитвой, его заменял имам Хасан. Он нес ответственность за земли и имущество, переданные в вакф со стороны посланника божьего (ДБАР), Али и Фатимы (мир им), а прибыль, получаемую с них распределял между нуждающимися и сиротами.
Широкий интеллектуальный спектр и духовное величие имама Хасана служили главным фактором благополучного управления обществом. В период имамата его светлости народ был обуян страхом и невежеством и заботился только о личных интересах. По причине непостоянности в своей вере и убеждениях они оставили имама Хасана одного, в то время как его светлость нуждался в их поддержке. Имам Хасан, видя, что народ не готов к борьбе с врагами, поневоле заключил с Муавией мир, однако включил в мирный договор пункты, предохранявшие мусульман от войны и кровопролитий. После того, разработав долгосрочную программу, он начал разъяснение подлинных учений ислама и семейства Пророка на культурной, интеллектуальной и политической арене и просвещал народ научными знаниями.
Однажды у имама Хасана (мир ему) спросили: -Чем характеризуется величие человека? -Подавлением гнева и прощением — ответил он.
В битвах Джамаль, Нахрован и Сафейн имам Хасан (мир ему) присутствовал рядом с имамом Али и сыграл судьбоносную роль в защите ислама. Иногда имам Али просил имама Хасана помощи в управлении судейскими делами. Видя способности сына в этой области имам Али (мир ему), хвалил его и говорил: «О люди, мой сын знает то, чему научил Господь Соломона ибн Давида». Дорогие друзья, а теперь мы расскажем вам один из примеров суждения имама Хасана.
На развалинах, около мертвого тела обнаружили человека с кровавым ножом в руке. Его схватили и повели к имаму Али (мир ему). -Что ты можешь сказать в свою защиту? — спросил его имам. -Я беру на себя обвинение — сказал мужчина. В это время к ним поспешно подошел некий человек и сказал: -Отпустите его, он никого не убивал. Убийцей являюсь я. -Почему ты взял на себя вину? — спросил того имам Али. -Я не мог защищаться, поскольку меня увидели рядом с трупом и с кровавым ножом в руке. В то время как действительность заключается в том, что я зарезал барана и пришел на развалины с кровавым ножом в руке, как натолкнулся на эту сцену. Именно в это время они увидели меня и схватили за убийство — ответил мужчина. Али (мир ему) отправил тех двоих к своему сыну Хасану (мир ему), чтобы тот рассудил их. Выслушав их, имам Хасан сказал: -Убийца, сказав правду, спас первому человеку жизнь и поэтому заслуживает прощения. Священный Коран гласит: «Если кто-либо оживил покойника, то это приравнивается к тому, что он оживил всех людей». Освободите обоих и а выкуп за убийство выплатите из казны».