Ответы на вопросы, касающиеся чтения Священного Корана во время молитвы
Вопрос № 458: Каково положение относительно нашей молитвы, если мы не читали в ней суры Священного Корана вслух? Ответ: Мужчинам необходимо читать суру «Аль-Фатиха» (Открывающая) и какую-нибудь другую суру вслух в утренней /субх/, вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитвах и эти молитвы недействительны при умышленном чтении шепотом. Их молитвы действительны, если они читали шепотом по ошибке или незнанию. Вопрос № 459: Если мы хотим совершить пропущенную утреннюю молитву, нужно ли нам читать в ней Священный Коран вслух? Ответ: В любом случае, необходимо читать вслух суру «Аль-Фатиха» и еще какую-нибудь другую суру в утренней /субх/, вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитвах, независимо от того, выполняется ли она вовремя или как пропущенная. Если человек будет возмещать их днем, не читая при этом Священный Коран вслух, то его молитвы недействительны. Вопрос № 460: Мы знаем, что один рак‘ат молитвы состоит из намерения, «такбират аль-ихрам» (произнесение слов «Аллаху Акбар»), чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры, поясного поклона /руку‘/, земного поклона /судждуд/. С другой стороны, совершать дневную /зухр/, предвечернюю /‘аср/ молитвы, третий рак‘ат вечерней молитвы /магриб/ и два последних рак‘ата ночной молитвы /‘иша/ следует шепотом. Однако, по радио и телевидению слышим, как произносят вслух слова поминания Всевышнего Аллаха /зикр/ при поясном /руку‘/ и земном /суджуд/ поклонах, тогда как поясной поклон /руку‘/ и земной /суджуд/ являются частями того рак‘ата, который необходимо читать шепотом. Что вы думаете по этому поводу? Ответ: Обязательность чтения вслух в утренней /субх/, вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитвах и обязательность чтения шепотом в дневной /зухр/ и предвечерней /‘аср/ молитвах относится лишь к чтению сур Священного Корана. Подобно тому, как обязательность чтения шепотом кроме двух первых рак‘атов вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитв относится лишь к чтению суры «Аль-Фатиха» и слов прославления Всевышнего /тасбихат/ в третьем и четвертом рак‘атах молитв. Что же касается слов поминания Всевышнего Аллаха /зикр/ в поясном /руку‘/ и земном /суджуд/ поклонах, а также слов свидетельства /ташаххуд/ и приветствия /таслим/ и других обязательных слов поминания Всевышнего в пяти ежедневных обязательных молитвах, религиозно обязанный может читать их и вслух и шепотом. Вопрос № 461: Если человек хочет возмещать молитвы из предосторожности, добавляя к пяти своим обязательным ежедневным молитвам пять других, как он должен читать в них суры Священного Корана, в двух первых рак‘атах утренней \субх\, вечерней \магриб\ и ночной \‘иша\ молитвы: шепотом или вслух? Ответ: В необходимости чтения сур Священного Корана вслух или шепотом, при совершении обязательных ежедневных молитв, нет разницы между молитвами, совершаемыми вовремя и возмещаемыми, пусть даже из предосторожности. Вопрос № 462: Принимая во внимание мнение Имама Хомейни в толковании суры «Аль-Фатиха» по поводу того, что правильнее читать مَلِك (малик – через краткую а), а не مالك (мАлик – через долгую а) в ее третьем аяте, то правильно ли из предосторожности читать его в обоих вариантах в обязательных и желательных молитвах? Ответ: Соблюдение предосторожности в этом случае не будет предосудительным. Вопрос № 463: Правильно ли при чтении слов «гайриль магдуби ‘аляйхим» делать паузу, а затем продолжить читать «валяд-даллин»? Правильно ли делать паузу при чтении свидетельств /ташаххуд/ после слова «Мухаммад» в предложении «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад ва али Мухаммад», а потом продолжить читать «ва али Мухаммад»? Ответ: Непредосудительно делать паузу столько, сколько не будет препятствовать единству предложения. Вопрос № 464: Нижеследующая религиозная консультация была получена у Имама Хомейни: Принимая во внимание разногласие мнений в произношении буквы ض «Дад» в науке «Таджвид» (правильное произношение букв арабского алфавита), какому мнению вы следуете? Имам Хомейни ответил: «Необязательно знать места образования звуков на основании мнений ученых науки «Таджвид». Необходимо произносить каждую букву так, чтобы обычно среди арабов было сказано, что он произнес ее». Наш вопрос заключается в следующем: 1 – Что значит «чтобы обычно среди арабов было сказано, что он произнес ее»? 2 – Разве правила науки «Таджвид», как и правила арабской грамматики, не выведены из общепринятых среди арабов речевых традиций? В таком случае, как можно принимать то, что они отделились от своего корня? 3 – Если кто-то убедится в том, что он неправильно произносит буквы при чтении сур Священного Корана во время молитвы, имея при этом возможность полностью научиться этому, как например, обладает хорошими способностями и временем для обучения, то обязательно ли проявить усердие в обучении правильному произношению букв арабского алфавита в рамках своих способностей? Ответ: Критерием правильного произношения букв арабского алфавита при чтении сур Священного Корана во время молитвы является его соответствие с методами чтения носителей языка, у которых были взяты правила науки «Таджвид». Таким образом, если разногласия мнений ученых в особенностях произношения какой-то буквы будет исходить от их разногласия в понимании особенностей произношения носителей языка, то разногласия решаются при обращении к самим носителям языка. Однако, если разногласия во мнениях будут исходить от разногласия самих арабов в особенностях произношения, тогда религиозно обязанный вправе выбрать одно из мнений. Всякий, кто не считает правильным свое чтение, должен при возможности приступить к обучению этому. Вопрос № 465: Тот, кто с самого начала или по обыкновению намеревался прочесть суру «Аль-Фатиха» и «Аль-Ихляс» и произнес «Бисмилляхир Рахмянир Рахим», но по ошибке не определил суру, должен ли он с самого начала принять намерение о прочтении определенной суры и повторить «Бисмилляхир Рахмянир Рахим»? Ответ: Нет необходимости в повторении «Бисмилляхир Рахмянир Рахим» и может довольствоваться тем, что произнес, для чтения любой суры. Вопрос № 466: Обязательно ли правильно произносить арабские слова в обязательных молитвах? Действительно ли молитва того, кто правильно и полностью не выговаривает их? Ответ: Обязательно правильно выговаривать все поминания Всевышнего Аллаха /зикр/, такие как чтение суры «Аль-Фатиха», другой суры и т.п. Если молящийся не знает об особенностях правильного произношения арабских слов, то он обязан научиться этому. Если же не способен обучаться, то нет на нем греха. Вопрос № 467: Считается ли чтение про себя, без произношения слов, правильным во время совершения молитвы? Ответ: Нет, произношение про себя недостаточно для совершения молитвы, так как это не считается чтением. В обязательных молитвах требуется полное произношение букв. Вопрос № 468: Согласно мнениям некоторых комментаторов Священного Корана, некоторые суры, как «Аль-Филь» (Слон), «Курайш» (Курайшиты), «Ад-Духа» (Утро), «Аш-Шарх» (Раскрытие) не являются отдельными сурами Корана. Они говорят, что тот, кто прочитает во время молитвы одну из этих сур, например суру «Аль-Филь» должен после нее прочесть следующую за ней суру «Курайш». То же самое по отношению к сурам «Ад-Духа» и «Аш-Шарх», которые необходимо читать вместе. Таким образом, как должен поступить тот, кто по незнанию этого положения прочитает одну лишь суру «Аль-Филь» или «Аш-Шарх»? Ответ: Если он не знал об этом положении не по причине собственной нерадивости в изучении предписаний исламского закона, то совершенные им молитвы действительны. Вопрос № 469: Если человек по забывчивости прочитает, например, в третьем рак‘ате своей молитвы суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем осознает это после завершения молитвы, то обязан ли он выполнить ее заново? Действительна ли его молитва, если он так и не осознает этого? Ответ: В описанном случае, его молитва действительна. Вопрос № 470: Дозволяется ли женщинам читать вслух суры «Аль-Фатиха» и другую суру при совершении утренней /субх/, вечерней /магриб/ и ночной /‘иша/ молитв? Ответ: Они вольны выбирать между чтением вслух и про себя, но если присутствуют посторонние мужчины, то лучше, если они будут читать про себя. Вопрос № 471: По мнению Имама Хомейни, критерием чтения про себя в дневной \зухр\ и предвечерней \‘аср\ молитве является непроизношение вслух. Нам известно, что за исключением десяти букв, для произнесения всех остальных необходимо задействовать голосовые связки. Если мы, при совершении дневной молитвы \зухр\ и предвечерней \‘аср\ будем читать суры Священного Корана про себя, то как поступить с теми 18 буквами, для произнесения которых необходимо задействовать голосовые связки? Ответ: Критерием произнесения про себя является не полное отсутствие голоса, а невыявление его, когда чтением вслух, напротив, считается четкое выявление голоса. Вопрос № 472: Как могут соблюдать свои религиозные обязанности иностранцы, принимающие Ислам и не знакомые с арабским языком, независимо от того женщинами они являются или мужчинами? Есть ли надобность для этого в изучении арабского языка? Ответ: Обязательно \ваджиб\ научиться правильному произношению «такбират аль-ихрам», суры «Аль- Фатиха» и какой-нибудь другой суры, слов свидетельства \ташаххуд\ и приветствия \таслим\ и всего того, для верности выполнения которого необходимо правильное произношение арабских слов. Вопрос № 473: Есть ли доказательства того, что полуночная молитва \салят аль-лейль\ и желательные молитвы, совершаемые вместе с теми обязательными, что читаются вслух, должны читаться вслух? И то же самое по отношению к тем молитвам, что читаются шепотом? И если ответ положительный, то засчитывается ли желательная молитва, которую следовало читать вслух, прочитанная шепотом и наоборот? Ответ: Предпочтительно \мустахабб\ читать вслух желательные молитвы, совершаемые вместе с теми обязательными, что читаются вслух, и наоборот. Но даже если было сделано по-другому, они тоже засчитываются. Вопрос № 474: Обязательно ли в молитве после чтения суры «Аль-Фатиха» читать суру полностью или достаточно чтения лишь нескольких аятов? В случае чтения суры полностью, разрешается ли после нее читать несколько аятов из других сур? Ответ: Для обязательных молитв недостаточно чтения нескольких аятов, а необходимо читать суру полностью. Однако, чтение аятов Священного Корана, с намерением просто чтения Корана, после прочтения полной суры не предосудительно. Вопрос № 475: Если по причине нерадивости или из-за собственного акцента человек допустит ошибку в чтении суры «Аль-Фатиха» или другой суры, или неправильно произнесет огласовку арабского языка, например, слово «йуляд» произнес «йулид», то каково положение относительно его молитвы? Ответ: Если он сделает это умышленно или же по незнанию, причиной которого послужила его собственная нерадивость, то его молитва аннулируется, в противном случае она действительна. Что же касается его прошлых молитв, то если он был убежден в правильности своего чтения, то от него не требуется возмещать их. Вопрос № 476: Человеку 35 или 40 лет, и в детстве отец не обучил его совершению молитвы. Этот неграмотный человек старался научиться правильному выполнению молитвы, но он не в состоянии правильно произносить нужные слова. А также он вовсе не произносит некоторые требуемые фразы. Засчитывается ли его молитва? Ответ: Его молитва засчитывается, если он выполнил все, что мог. Вопрос № 477: Я произносил слова молитвы так, как меня этому научили родители и учителя в школе. После этого я понял, что произносил их ошибочно. Должен ли я (согласно мнению Имама Хомейни) восполнить мои прошлые молитвы или они считаются выполненными правильно? Ответ: В описанном случае все ваши молитвы считаются выполненными правильно, и нет необходимости в перевыполнении. Вопрос № 478: Правильна ли молитва немого, лишенного речи, но обладающего всеми другими чувствами, совершенная посредством жестов? Ответ: Его молитва в описанном случае действительна.