Ответы на вопросы, касающиеся ежедневных желательных молитв /навафиль/
Вопрос № 716: Как нужно совершать желательные молитвы /навафиль/: вслух или про себя? Ответ: Желательно совершать дневные необязательные молитвы /навафиль/ про себя, а ночные — вслух. Вопрос № 717: Дозволено ли в желательных ночных молитвах /салят аль-ляйл/, которые совершаются по два рак’ата, совершать по четыре (совершить две четырехрак’атные, одну двухрак’атную и одну однорак’атную молитвы)? Ответ: Совершать желательные ночные молитвы по четыре рак’ата не правильно. Вопрос № 718: Обязательно ли совершать желательную ночную молитву так, чтобы никто об этом не знал? Обязательно ли совершать ее в темноте? Ответ: Совершение ее в темноте и в одиночестве, так, чтобы никто об этом не знал, не является непременным условием, однако не дозволяется также делать это напоказ. Вопрос № 719: Совершение желательных молитв, связанных с полуденной /зухр/ и предвечерней /’аср/ молитвами, после совершения полуденной /зухр/ и предвечерней /’аср/ молитв, должно быть с намерением их восполнения или с другим намерением? Ответ: Из предосторожности, лучше совершать просто с намерением приближения к Аллаху, без намерения о совершении во время или о восполнении. Вопрос № 720: Поясните, пожалуйста, особенности совершения желательной ночной молитвы /салят аль-ляйл/. Ответ: Желательная ночная молитва состоит из одиннадцати рак’атов. Восемь из них совершаются по два рак’ата. Части желательной ночной молитвы имеют собственные названия: два рак'ата, последующие после восьми, называются «шаф’», они совершаются, как и утренняя молитва /субх/. После них совершается молитва в один рак’ат, которая называется «витр», в молитве-просьбе которой читается просьба о прощении и мольба для верующих, а также просьба исполнения своих желаний Всевышнему и Всеблагому Аллаху в том порядке, который изложен в молитвенниках. Вопрос № 721: Как должна совершаться желательная ночная молитва /салят аль-ляйл/, т.е. как следует читать суры, мольбу о прощении грехов и т.п.? Ответ: В желательной ночной молитве сура, просьба о прощении грехов и мольба не считаются ее необходимыми частями, а достаточно того, чтобы в каждом рак’ате после намерения и слов «Аллаху Акбар» была прочитана сура «Аль-Фатиха», и, если молящийся захочет, он может прочесть после нее другую суру, затем совершается поясной /руку’/, два земных /суджуд/ поклона, в которых следует произносит слова поминания Всевышнего /зикр/, слова свидетельства /ташаххуд/ и приветствия /таслим/. Ответы на различные вопросы, касающиеся молитвы Вопрос № 722: Как следует будить членов семьи для совершения утренней /субх/ молитвы? Ответ: В отношении членов семьи нет специальных правил. Вопрос № 723: Каково положение относительно молитвы и поста тех, кто относится к разным группам и партиями и питает между собой вражду и зависть? Ответ: Религиозно обязанному не дозволяется проявлять зависть, вражду и ненависть в отношении других, но это не аннулирует молитву и пост. Вопрос № 724: Если боец на войне во время сильного боя не сможет читать суру «Аль- Фатиха», совершать поясной /руку’/ или земные /суджуд/ поклоны, то как он должен совершать молитву? Ответ: Он должен совершать молитву так, как может. Если нельзя совершить поясной /руку’/ или земные /суджуд/ поклоны, то достаточно будет вместо них делать определенные знаки и жесты. Вопрос № 725: С какого возраста родителям следует обучать детей религиозным предписаниям и совершению обрядов поклонения? Ответ: Воспитателю детей желательно обучать их религиозным предписаниям и обрядам поклонения после достижения возраста, с которого они смогут различать хорошее от плохого. Вопрос № 726: Некоторые водители междугородных автобусов не обращают внимания на молитву пассажиров, а также их просьбы об остановке автобусов для совершения молитвы. Поэтому, иногда пассажиры пропускают молитвы. Какова обязанность водителей автобусов по этому поводу? Какова обязанность пассажиров относительно своих молитв? Ответ: Пассажирам, в случае опасения насчет пропуска времени молитвы, необходимо потребовать у водителей остановиться в подходящем для совершения молитвы месте. Водителям необходимо исполнить просьбу и требования пассажиров. Если по уважительной причине или без всякого основания водитель не остановит автобус, то пассажирам, в случае опасения завершения времени молитвы и при возможности соблюдать такие правила, как направление в сторону Киблы, положение стоя, поясной поклон /руку’/ и земные поклоны /суджуд/, необходимо совершить молитву в движущемся автобусе. Вопрос № 727: Что подразумевается под выражением: «Нет молитвы и нет поста в течение сорока дней для того, кто пьет вино»? — В это время ему необязательно совершать молитву и соблюдать пост, а затем их нужно возместить? — Совмещение выполнения в то время с последующим возмещением? — Необязательно возмещать их, и достаточно будет совершенных в то время, но вознаграждение за них он получит меньше? Ответ: Подразумевается то, что питье вина является препятствием для принятия молитвы и поста, а не то, что обязательность молитвы и поста отпадает из-за употребления вина, чтобы было необходимо возместить их или совместить выполнение в то время с последующим возмещением. Вопрос № 728: Какова моя обязанность с точки зрения исламского законодательства, если я увижу, что некий человек неправильно совершает некоторые действия молитвы? Ответ: В этом случае, от вас ничего не требуется, если только, неправильность совершения молитвы не будет исходить из незнания того человека о правилах ее выполнения. В таком случае из предосторожности следует просветить и наставить его. Вопрос № 729: Что вы думаете о пожатии рук молящихся после молитвы? Необходимо отметить, что некоторые уважаемые ученые по этому поводу сказали, что на данную тему в хадисах ничего не упоминается. Поэтому, нет никакой причины для пожатия рук, но, тем не менее, рукопожатие способствует укреплению уз дружбы и любви между молящимися. Ответ: Нет ничего предосудительного в рукопожатии после совершения молитвы, в целом, рукопожатие верующих желательно /мустахабб/.