Ответы на вопросы, касающиеся сомнений, возникающих во время совершения молитвы
опрос № 515: Каково положение относительно того, кто в третьем рак‘ате усомнится, в совершении молитвы-просьбы /кунут/? Как ему поступить: продолжить до конца совершать молитву или прекратить совершение при возникновении сомнения? Ответ: Не надо обращать внимание на указанное сомнение, и молитва считается действительной. В этом случае религиозно обязанному не надо ничего предпринимать. Вопрос № 516: Необходимо ли обращать внимание на сомнения не относительно количества рак‘атов, а например, количества земных поклонов /суджуд/ при совершении желательных молитв? Ответ: При сомнениях относительно произнесенных слов и совершенных действий желательной молитвы необходимо поступать точно так, как и при возникновении сомнений относительно обязательных молитв. То есть, если молящийся не перешел от совершения определенного действия молитвы к следующему, то ему нужно обратить внимание на возникшее сомнение, если же он перешел к совершению следующего действия, то не надо обращать на него внимания. Вопрос № 517: Принимая во внимание то, что тот, кто очень часто сомневается при совершении молитвы, не должен обращать внимание на свои сомнения, как быть ему, если у него возникнет сомнение при совершении молитвы? Ответ: Он должен посчитать, что совершил то действие, относительно которого сомневался, разве что его совершение станет причиной аннулирования молитвы – тогда он должен посчитать, что не совершал то действие, безразлично, относится ли сомнение к числу рак‘атов, действиям или словам молитвы. Вопрос № 518: Как быть тому, кто, спустя несколько лет, узнает о недействительности своих обрядов поклонения или усомнится в правильности их выполнения? Ответ: Не надо обращать внимание на сомнения после совершения какого-то действия. Если он узнает об их недействительности, то должен возместить все возможные для восполнения обряды поклонения. Вопрос № 519: Аннулируется ли молитва того, кто по ошибке совершит одни части молитвы вместо других, или при совершении молитвы посмотрит куда-то или скажет что-нибудь? Как ему быть в таком случае? Ответ: Действие, совершенное по ошибке, не аннулирует молитву. Однако, в некоторых случаях после таких действий необходимо совершить земной поклон во искупление рассеянности /садждат ас-сахв/. Молитва аннулируется в случае, если будет добавлено или пропущено обязательное действие, невыполнение или добавление которого аннулирует молитву /рукн/. Вопрос № 520: Каково положение относительно того, кто забудет совершить один рак‘ат молитвы и в последнем рак‘ате вспомнит об этом? Например, если молящийся, совершая первый рак‘ат решит, что совершает уже второй, поэтому, совершил третий и четвертый рак‘аты, а в четвертом вспомнит, что находится, на самом деле, в третьем рак‘ате. Ответ: Обязательно, до прочтения слов приветствия /таслим/, возместить пропущенный рак‘ат, а затем прочесть слова приветствия /таслим/. В этом же случае, из предосторожности, следует также возместить слова свидетельства /ташаххуд/, которые не были выполнены в своем месте, и совершить также два земных поклона во искупление рассеянности /саджда ас-сахв/. Вопрос № 521: Как религиозно обязанный должен определять, сколько рак‘атов молитвы предосторожности /салят аль-ихтият/ он должен совершить? Ответ: Количество рак‘атов молитвы предосторожности /салят аль-ихтият/ зависит от предполагаемого количества упущений в молитве. Таким образом, при сомнении между вторым и четвертым рак‘атами, необходимо совершить два рак‘ата молитвы предосторожности /салят аль-ихтият/. В случае сомнения между третьим и четвертым рак‘атами, необходимо совершить или один рак‘ат молитвы предосторожности /салят аль-ихтият/ стоя или два рак‘ата молитвы предосторожности /салят аль- ихтият/ сидя. Вопрос № 522: Если человек по ошибке неправильно прочтет что-то из слов поминания Всевышнего /зикр/, аят Священного Корана или мольбу при чтении молитвы-просьбы /кунут/, необходимо ли совершить ему земные поклоны во искупление рассеянности /саджда ас-сахв/?