Пример моего семейства подобен ковчегу Нуха — кто сядет на него, тот спасется, а кто не сядет на него, тот потонет и пропадет».
Пророк (С) неоднократно указывал на необходимотсь следования им и исполнения их указаний, и подобно солнцу, освещающему все ярким днем, получил известность хадис Сакалайн: «Пример моего семейства подобен ковчегу Нуха — кто сядет на него, тот спасется, а кто не сядет на него, тот потонет и пропадет». Это — достоверный хадис, надежность которого подтверждают многочисленные передатчики, а также приводят его многие исторические книги.
Приводит Ахмад в его «Муснаде»[1] и Ат-Табарани в своем «Муснаде»[2] с иснадом, восходящим к Ибн Аббасу, который сообщил, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто желает жить, как я жил, и умереть, как я умру, и пребывать в раю, который насадил Господь мой, тот должен был другом Али после меня и другом его преемников, и должен следовать пути моего семейства после меня, ведь они — плоть от плоти моей, созданные из одной со мной глины, и наделенные по милости Всевышнего моим пониманием и моим знанием, и горе клеветникам из моей уммы, клевещущим против их достоинств, отрезая связь со мной — Аллах не позволит мне заступаться за них в Судный День».
Также приводит Ибн Хаджар в его «Ас-саваик», что Посланник Аллаха (С) сказал: «В каждом последующем поколении этой общины будут представители моего семейства, устраняющие из этой религии всякие искажения, привнесенные заблудшими, и всякие измышления лжецов и истолкования невежд. Поистине, ваши имамы — ваши представители перед Аллахом, так внимательно смотрите, кто является вашим представителем».[3]
Также многие хафизы приводят слова Абу Зарра Аль-Гифари, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Не опережайте их, иначе пропадете, и не отставайте от них».[4]
И еще он (С) сказал: «Пусть люди из моего дома займут среди вас место головы для тела и место глаз для головы, и голова не ведает пути иначе как через глаза».[5]
И еще он (С) сказал: «Я завещаю тем, кто уверовал в меня и поверил мне, быть приверженными Али бин Аби Талибу, и кто является другом ему, тот является другом мне, а кто является другом мне, тот находится под покровительством Аллаха. И кто полюбит его, тот полюбит меня, а кто полюбит меня, тот полюбит Аллаха, и кто прогневит его, тот прогневит меня, а кто прогневит меня, тот прогневит Аллаха».[6]
И еще он (С) сказал: «Господи, кто уверовал в меня и поверил мне, тот пускай будет другом Али бин Абу Талиба, и дружба с ним — это дружба со мной, а дружба со мной — это покровительство Аллаха».[7]
Также приводит Абу Наим в «Аль-хилйат» со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Аллах не ниспослал ни одного аята, содержащего слова «О вы, которые уверовали...», не имея в виду Али прежде всех остальных».[8]
Также он приводит слова Хузайфы, что Посланника Аллаха (С) спросили: О, Посланник Аллаха, не оставишь ли ты Али халифом после себя? Он (С) ответил: «Если вы станете верными Али, то найдете в нем ведущего и ведомого по прямому пути, и приведет он вас на прямой путь».[9]
В другой форме передачи он приводит его (С) слова: «Если вы изберете Али халифом, то что бы вы ни делали, он будет для вас руководителем и наставником, ведущим вас к мухиджжат-уль-байда (ясному доводу)».[10]
Также Ан-Насаи в «Аль-хасаис» приводит со слов Имрана бин Хасина слова Посланника Аллаха (С): «Что вы хотите от Али? Али — от меня, и я — от него, и он — покровитель каждого верующего после меня».[11]
Также он приводит со слов Умм Саламы, которая рассказывала: я слышала, как Посланник Аллаха (С) говорил: «Кто ругает Али, тот ругает меня».[12]
Также приводятся слова Хабаши бин Джунады Ас-Салули, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Али — от меня, а я — от него, и от моего лица говорим только я и Али».[13]
Также Аль-Хаким приводит со слов Абу Зарра, что Пророк (С) говорил: «Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, а кто не повинуется мне, тот не повинуется Аллаху, а кто повинуется Али, тот повинуется мне, и кто противится Али, тот противится мне».[14]
Также приводит со слов Абу Сабита, воспитанника Абу Зарра, от Умм Саламы, слова Пророка (С): «Али — с Кораном, а Коран — с Али, и они не разделятся, пока не снизойдут у Аль-Хауда».[15]
Также передают слова Ибн Аббаса, который сказал: мы обсуждали, что самый рассудительный из жителей Медины — Али бин Абу Талиб.[16]
От Абу Хурейры передают: сказал Умар бин Аль-Хаттаб: Али бин АбуТалибу дарованы три достоинства, и если бы у меня было хоть одно из них, это было бы лучше для меня, нежели удостоиться сосуда благодати. Его спросили: и что это за достоинства, о, повелитель верующих? Он ответил: его брак с Фатимой, дочерью Посланника Аллаха (С), его местопребывание в мечети Посланника Аллаха (С), где он разрешал то, что разрешалось ему.[17]
Также Аль-Хаким приводит хадис от него: мы были вместе с посланником Аллаха, и порвался его сандалий, и Али отстал, чтобы его починить. Затем Посланник Аллаха сказал: «Поистине, среди вас есть тот, кто будет сражаться за истолкование Корана также, как я сражался за его ниспослание». И люди, среди которых были Абу Бакр и Умар, наполнились гордостью за эти слова. И спросил Абу Бакр: буду ли это я? Он (С) ответил: нет. Тогда спросил Умар: буду ли это я? Он (С) ответил: «Нет, но это будет тот, кто чинит сандалий», имея в виду Али. И мы подошли к нему и обрадовали его радостной вестью, но он не поднял головы, как будто сам слышал слова Посланника Аллаха (С).[18]
И сказал Повелитель верующих: «Куда вы устремляетесь, когда знамена поставлены, и знамения явлены, и маяки установлены — так куда вас тянет в вашей слепоте? Ведь среди вас — семейство вашего Пророка, они — вожди истины и знатоки религии и правильной сунны, так почитайте их наравне с Кораном, и прибегайте к их источнику, как жаждущие стада.
О, люди, прислушайтесь к словам Печати Пророков: кто умрет среди нас, тот не будет мертвым, и кто уйдет из нас, тот не будет отсутствующим, и не говорите того, чего вы не знаете, ведь большая часть истины — в том, что вы отвергаете. Стерегитесь того, против кого у вас нет довода, и этот человек — я. Я поступал с вами согласно величайшей ценности, и оставляю вам малую ценность, и разве я не собрал вас вокруг знамени веры?»
И также он (А) сказал: «Воззрите на людей дома вашего пророка, и встаньте на их сторону, и следуйте по их стопам, они не введут вас в заблуждение, и не ввергнут вас обратно в невежество, и если они ложатся, то ложитесь, и если встают, то вставайте вместе с ними, и не опережайте их, не то окажетесь в заблуждении, и не отставайте от них, не то окажетесь в заблуждении».[19]
Также приводит предание Аль-Хаким со слов Аль-Канани: я слышал, как Абу Зарр, держась за двери Каабы, говорил: кто знает меня, тот знает, а кто отвергает, то я — Абу Зарр, и я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: «Пример моего семейства подобен ковчегу Нуха, кто сел на него, тот спасся, а кто отстал — потонул».[20]
Также приводит Аль-Бухари слова Абдуррахмана бин Аби Лайлы: повстречался мне Кааб бин Аджара и сказал: указать ли мне тебе путь руководства, о котором я слышал от Посланника Аллаха (С)? - и я ответил: да, укажи мне его. Он сказал: мы спросили Посланника Аллаха (С): о, Посланник Аллаха, как вы, Ахли-Бейт (А), совершаете молитву? Он ответил: «Говорите: Господи, приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты приветствовал Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Преславный, Достохвальный, Господи, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Преславный, Достохвальный».
От Ибн Аббаса приводит Ат-Тирмизи, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Любите Аллаха за все, что Он вам дает, и любите меня из любви к Аллаху, и любите мое семейство той же любовью, что любите меня».
Также от него передают, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Если человек строго соблюдал постановления религии, молился и постился, и затем встретился с Аллахом, не любя семейство Мухаммада, то будет ввергнут в огонь».[21]
От Абу Саида Аль-Хадари: Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто гневит нас, Ахли-Бейт (А), тот — лицемер».
Также от Абу Саида передают, что он (С) сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, никто не гневит нас, Ахли-Бейт (А), кроме тех, кто будет Аллахом ввергнут в огонь».[22]
Ат-Табарани в «Аль-Аусат» передает слова Аммара бин Ясира: остановился перед Али просящий милостыню, когда тот совершал поясной поклон в молитве, и он дал ему свой перстень, и был ниспослан аят: «Поистине, ваш покровитель — Аллах, и Его Посланник, и те, которые уверовали...».[23]
Также и Ас-Суйути со слов Ибн Аббаса подтверждает, что этот аят ниспослан в отношении Али.[24]
Также Ибн Мардавайх приводит через другую цепочку подобный хадис от Ибн Аббаса, и его же приводит со слов Али (А).[25]
Ибн Джарир приводит подобное предание.[26]
У этого предания имеется множество неопровержимых свидетельств, и в следующих разделах мы приведем более подробное исследование касательно этого аята и прочих.
В любом случае, быть на стороне Ахли-Бейт (А), согласно приведенным нами текстам и многим другим, которые нам здесь не перечислить, является необходимым шариатским условием, а обращение к другим авторитетам не дает гарантии правильных действий.
Со всем уважением относясь к четырем мазхабам, мы не можем отбросить в сторону повеления Посланника Аллаха (С) относительно необходимости следования его семейству. У нас имеется хадис Сакалайн[27], и хадис Аль-Гадир[28], и аят очищения[29], и аят преемства[30], как достаточные доводы для приверженности Ахли-Бейт (А) и следования их мазхабу. И если бы доказательства позволили нам противоречить имамам из числа Ахли-Бейт (А), или следовать по стопам других, или если бы мы нашли себе путь приближения к Аллаху через следование другому мазхабу, то мы могли бы последовать ему. Но, однако, никто не может предоставить нам доказательства необходимости следования их мазхабу, и даже сами основатели четырех мазхабов пользовались словами Ахли-Бейт (А), гордясь ими и добиваясь с их помощью успеха. Так, имам Абу Ханифа использовал изречения Али (А), так что они приобрели характер отличительных черт его мазхаба по сравнению с остальными, в соответствии со словами Посланника Аллаха (С): «Я — город знания, а Али — его врата»[31], о чем упоминает Аль-Мукаддиси в «Ахсан-ут-такасим».[32]
Абу Ханифа гордился знаниями, полученными у Джафара Ас-Садика (А), говоря: «Если бы не те два года, то пропал бы Нуман».[33]
И Малик бин Анас также был одним из учеников имама Ас-Садика (А), и от него получал знания Аш-Шафии, у которого учился Ахмад бин Ханбал, и Аш-Шафии не передавал предания ни от кого, кроме Али (А), за что его подозревали в шиизме и чем он гордился, говоря:
Я — шиит в моей религии и моих корнях, / В Мекке, и затем — у меня дома в Аскалоне,
По лучшему рождению и величайшей гордости, / И лучшему мазхабу на земле[34]
И Йахъя бин Муин бросил ему обвинение в рафидизме, говоря: я прочитал его книгу по сире, в которой он не говорит ни о ком, кроме Али бин Абу Талиба, что было явлено Аш-Шафии в его словах:
Эй, путник, остановись в Мине, / И возгласи всякому лежащему и стоящему,
Шепотом, когда паломники спускаются в Мину, / И громко, подобно волнат Евфрата,
Если рафидизмом считают любовь к семейству Мухаммада, / То пускай обе величайшие ценности засвидетельствуют, что я - рафидит[35]
Также имам Ахмад отдавал Али предпочтение перед остальными сподвижниками. Однажды его спросили, кто является лучшим сподвижником Посланника Аллаха (С), и он ответил: Абу Бакр, затем Умар, затем Усман. Его спросили: а Али? Он ответил: вы спросили меня о сподвижниках Мухаммада, а Али — это сам Мухаммад![36]
И есть еще много других преданий, которые было бы долго здесь приводить. Но все же мы находим приверженцев мазхабов разделенными между собой, всякий утверждает достоинство своего мазхаба и ложность остальных, и всякая секта выдвигает доказательства в пользу пердпочтительности ее позиции перед остальными. Это — не тема нашего исследования, но главное — то, что шииты следуют Ахли-Бейт (А) на основании доказательств из Корана и Сунны, считая необходимым следовать им в религии во всем — в основах и ответвлениях, поскольку они — ковчег спасения и прибежище безопасности уммы, двери, каждый, кто входит через них, обретает безопасность, и прочный корень, который не оборвется, и одна из двух величайших ценностей, держащийся которых не впадет в заблуждение и оставивший хоть одну из них не обретет руководства.[37]
Мы уже указывали причины, заставлявшие исполнительные власти бороться с их мазхабом, наводя на них подозрения, не имеющие ни шариатской доказательной почвы, ни разумных доводов.
Сплетни, создаваемые вокруг них, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, как историческая действительность, как факты, а не измышленная клевета, и настолько прочно укоренились в исторических обстоятельствах, что теперь очень трудно от них избавиться.
Но несмотря на это, все эти попытки не увенчались окончательным успехом, и мазхаб продолжил распространяться и набирать популярность, успешно сопротивляясь повелениям правителей и превосходя их силу, поскольку их жестокость не смогла окончательно отвратить людей от семейства Мухаммада (С), и их тираническая политика не принесла плодов в деле отвращения уммы от великих основ и первоисточников.