В этой главе рассмотрим изречения Пророка, которые еще раз докажут, что Али ибн Аби Талиб (а) наилучший из сподвижников, поэтому, лишь он достоин руководить исламской уммой после Пророка (да благословит Аллах его и род его!).
6. У Пророка (да благословит Аллах его и род его!) спросили об Али (мир ему!), он ответил: «Мудрость была разделена на десять частей, девять из них были даны Али, а одна часть была разделена [среди остальных] людей»[6].
عَلِيٌّ مِنِّي بِمَنْزِلَةِ رَأْسِي مِنْ بَدَنِي
7. «Али для меня имеет такое же значение, как моя голова для моего тела»[7].
17. «Кто полюбит Али, тем самым полюбит меня, и каждый, кто полюбит меня, тем самым полюбит Аллаха. Кто возненавидит Али, тем самым возненавидит меня, а тот, кто возненавидит меня – возненавидит Аллаха»[17].
«Адам принял от своего Господа слова, и Он простил ему, ибо Он – Прощающий, Милостивый»[20].
В известном суннитском толковании Корана «Ад-Дурр аль-мансур» Суюти, в комментарии к данному аяту говорится о том, что у Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) спросили о словах, посредством которых Всевышний принял покаяние Адама (мир ему!). Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) ответил, что он попросил прощения у Аллаха ради Мухаммада, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна (мир им!), и Аллах принял его покаяние[21].
В предании говорится, что однажды Пророку (да благословит Аллах его и род его!) приготовили еду из птицы, и он сказал: «Боже, пошли мне Свое любимейшее творение, чтобы он отведал со мной эту птицу». Тогда пришел Али, и они вместе отведали эту птицу[22].
22. [Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал Али (мир ему!)] «Ты и твои шииты (т.е. последователи) войдете к источнику [в Судный день] утолившими [жажду], радостными и с осветленными лицами. Поистине, твой враг, войдет к источнику, в жажде и огорчении»[23].
23. «Поистине, Аллах сотворил меня и Али из одного древа, так я есть корень этого [древа], Али -ветви этого [древа], Хасан и Хусейн плоды его, и наши шииты (последователи) его листья. Каждый, кто примкнет к этому древу, войдет в Рай, будучи сохраненным от наказания»[24].
24. «[Однажды] Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) заболел. К нему пришла Фатима5 и заплакала. [Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!)] сказал: «О, Фатима! Из милостей, оказанных тебе Аллахом, является то, что Он выдал тебя замуж за первого, кто принял Ислам и [за того, кто] больше [наделен] знанием. Поистине, Достославный и Досточтимый Аллах взглянул на обитателей земли и избрал меня из них и сделал меня Пророком и Посланником, затем Он взглянул во второй раз и избрал из них твоего мужа и ниспослал мне откровение женить его на тебе и сделать своим преемником. О, Фатима! Из нас наилучший из пророков – это твой отец, из нас наилучший из преемников – это твой муж, из нас наилучший из мучеников – это Хамза, дядя твоего отца, из нас обладатель двух крыльев, которыми он будет лететь в раю, когда захочет, - это Джа‘фар, сын дяди твоего отца, из нас два сына этой общины и два господина юношей обитателей рая – Хасан и Хусейн и они двое - твои сыновья. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, из нас Махди этой общины и он из твоих детей»[25].
25. «О, Али! Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы не сказала группа из моей уммы о тебе то, что сказали христиане об Иисусе, сыне Марии, я бы сказал сегодня о тебе слово, [после чего] не проходил бы ты мимо ни одного мусульманина, разве что он, взяв землю со следов твоих ног, просил бы посредством ее благодать»[26].
26. «Поистине, Достославный и Досточтимый Аллах велел мне любить четырех и дал мне знать, что Он их любит». Спросили: «О, Посланник Аллаха! Кто они?» [Пророк (да благословит Аллах его и род его!)] ответил: «Али – из них». Он сказал это трижды, [затем назвал] Абузарра, Сальмана и Микдада([27].
28. «Кто хочет посмотреть на Адама, в его строении, на Ноя, в его благочестии, на Авраама, в его дружбе [с Богом], на Моисея, в его величии, и на Иисуса, в его богослужении, пусть смотрит на Али ибн Аби Талиба»[29].
29. «Кто хочет посмотреть на Адама, в его знании, на Ноя, в его понимании [истин], на Авраама, в его терпении, (на Иоанна, в его набожности), на Моисея, в его величии, на Мухаммада, в его красоте [и благонравии], пусть смотрит на Али ибн Аби Талиба»[30].
31. [Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал Фатиме5:] «Я выдал тебя замуж за господина в этом и в Ином мире. Поистине, он первый из сподвижников, принявших Ислам, обладающий большим знанием и терпением»[32].
34. «О, Али! Поистине, Всевышний Аллах украсил тебя украшением, не украсил ни одного раба украшением, более любимым для Всевышнего Аллаха, чем это и это украшение праведных около Достославного и Досточтимого Аллаха, [которое заключается в] аскетизме в этом мире. Сделал так, чтобы ни ты получил от этого мира что-то, ни чтобы сей мир получил от тебя что-то, одарил тебя любовью бедняков, сделал так, чтобы ты был доволен ими как последователями, и чтобы они были довольны тобой, как имамом»[35].
35. «Я и Али были одним светом пред Достославным и Досточтимым Аллахом за четыре тысячи лет до сотворения Адама, и когда был сотворен Адам, этот свет был разделен на две части, одной частью был я, а [другой] частью – Али»[36].
39. «Любовь к Али ибн Аби Талибу пожирает грехи, подобно тому, как огонь пожирает дрова»[40].
حُبُّ عَلِيٍّ بَرَاءَةٌ مِنَ النَّارِ
40. «Любовь к Али - средство освобождения от [адского] огня»[41].
Уважаемый читатель, конечно же, можно привести значительно больше преданий об Али ибн Аби Талибе (а), но хочется надеяться, что для искателя истины сорока достаточно, чтобы осознать несравненное превосходство этой великой личности над всеми другими людьми. Семья Пророка (мир им!) – избранные Всевышним Аллахом люди, поэтому неслучайно лишь они образцы благородства, справедливости и других совершенных качеств для всего человечества, следовательно, лишь они могут указать истинный путь!
[1] «Канз аль-'Уммал», т. 11, стр. 603, «Аль-Джами‘ ас-сагир», т. 2, стр. 177, «Фейд аль-кадир Шарх Аль-Джами‘' ас-сагир», т. 4, стр. 469, «Ас-Саваик аль-мухрика» Ибн Хаджара, т. 2, стр. 366 и др. источники.
[2] «Канз аль-'Уммал», т. 6, стр. 403, «Захаир аль-'укба», стр. 75, «Ар-Рияд ан-надара», т. 2, стр. 201, «Хильят аль-аулия» Абу На'има, т. 1, стр. 66, «Тарих Багдад», т. 14, стр. 98 и др. источники.
[9] «Канз аль-'Уммал», т. 11, стр. 634 – предание 33089 и др.
[10] «Тарих Багдад», т. 10, стр. 357, «Тарих мадинати Дамашк», т. 44, стр. 254, «Лисан аль-мизан» Ибн Хаджара, т. 4, стр. 111 и др.
[11] «Сахих аль-Бухари» раздел «тафсир», т. 6, стр. 16, «Сунан Ибн Маджа», глава «Фадаил асхаб ар-расул», «Мустадрак аль-Хаким», т. 3, стр. 135, «Табакат Ибн Са’д», т. 2, стр. 102, «Маджама' аз-заваид», т. 9, стр. 165, «Захаир аль-‘укба», стр. 83, «Фейд аль-кадир», т. 1, стр. 285, «Тафсир аль-Куртуби», т. 15, стр. 162, «Тарих мадинати Дамашк», т. 51, стр. 300, «Тарих Ибн Халдун», т. 1, стр. 197 и др. источники.
[12] «Тарих Багдад», т. 4, стр. 410, «Тахзиб тарих Дамашк» Ибн ‘Асакир, т. 1, стр. 455, «Аль-Манакиб» Ибн Магазили, стр. 243, «Канз аль-'Уммал», т. 11, стр. 601, «Аль-Джами' ас-сагир» Суюти, т. 2, стр. 182, «Канз аль-'Уммал», т. 11, стр. 60, «Фейд аль-кадир фи шарх Аль-Джами' ас-сагир», т. 4, стр. 481, «Тарих мадинати Дамашк», т. 5, стр. 23, «Лисан аль-мизан», т. 5, стр. 230 и др.
[13] «Тарих Багдад», т. 4, стр. 392, «Канз аль-'Уммал», т. 11, стр. 617, «Тарих мадинати Дамашк», т. 14, стр. 167 и др. источники.
[14] «Мустадрак аль-Хаким», т. 3, стр. 124 – предание 4628, «Аль-Джами' ас-сагир», т. 2, стр. 140 – предание 5594, «Аль-Му'джам ас-сагир», т. 1, стр. 255, «Аль-Му'джам аль-аусат», т. 5, стр. 455 – предание 4877, «Фейд аль-кадир», т. 4, стр. 470, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 134, «Тарих аль-хуляфа» Суюти, стр. 116, «Канз аль-‘уммал», т. 12, стр. 203 и др. источники.
[15] «Канз аль-'Уммал», т. 6, стр. 156, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 226, «Тарих мадинати Дамашк», т. 2, стр. 365 и др. источники.
[16] «Аль-Мустадрак ‘аляс-сахихайн» Хакима, т. 3, стр. 141, «Хильят аль-аулия» т. 5, стр. 58, «Маджама' аз-заваид», т. 9, стр. 119, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 219, «Тарих Багдад», т. 2, стр. 51, «Канз аль-'Уммал», т. 6, стр. 152, «Фейд аль-кадир», т. 6, стр. 299, «Аль-Исаба», т. 8, часть 1, стр. 183. «Ас-Саваик аль-мухрика», стр. 74, «Кунуз аль-хакаик» Манави, стр. 73. источники.
[17] «Усд аль-Габа», т. 4, стр. 383, «Тарих Багдад», т. 13, стр. 32, «Канз аль-‘Уммал», т. 6, стр. 154, «Аль-Мустадрак ‘аляс-сахихайн», т. 3, стр. 142, «Маджама' аз-заваид», т. 9, стр. 131, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 214 и др. источники.
[18] «Маджама' аз-заваид», т. 9, стр. 133, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 214, «Канз аль-'Уммал», т. 7, стр. 140, «Сахих Муслим» в разделе «Аль-Иман» с небольшим расхождением в тексте.
[19] «Аль-Мустадрак ‘аляс-сахихайн», т. 1, стр. 121, «Муснад» Имама Ахмад ибн Ханбала, т. 6, стр. 323, «Хасаис» Нисаи, стр. 24, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 166, «Захаир аль-‘укба», стр. 66 и др. источники.
[20] Сура Аль-Бакара (Корова) – 2:37.
[21] «Ад-Дурр аль-мансур», в комментарии к аяту 37, суры Аль-Бакара, «Канз аль-'Уммал», т. 1, стр. 224 и др. источники.
[22] «Сахих Тирмизи», т. 2, стр. 299, «Маджама' аз-заваид», т. 6, стр. 339, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 161, «Канз аль-'Уммал», т. 6, стр. 406, «Захаир аль-‘укба», стр. 61, «Усд аль-Габа», т. 4, стр. 383, «Тарих Багдад», т. 3, стр. 171, «Аль-Мустадрак ‘аляс-сахихайн», т. 3, стр. 130 и др. источники.
[23] «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 1, стр. 319 – предание 948, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 131 и др. источники.
[24] «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 4, стр. 263, «Аль-Мустадрак» Хакима Нишапури, т. 2, стр. 263, «Аль-Исаба» Ибн Хаджара, т. 3, стр. 507, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 100, «Тарих мадинати Дамашк», т. 41, стр. 335, «Тарих Багдад», т. 6, стр. 58 и др. источники.
[25] «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 3, стр. 57, т. 4, стр. 171-172, «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 6, стр. 327-328, «Маджма‘ аз-заваид», т. 8, стр. 153, т. 9, стр. 165-166, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 130 и др. источники.
[26] «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 1, стр. 320, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 131, «Манакиб» Харизми, стр. 311, «Шавахид ат-танзил» Хакима Хаскани, т. 1, стр. 233 и др. источники.
[27] «Муснад» Ахмад ибн Ханбала, т. 5, стр. 351, «Сахих» Тирмизи, т. 5, стр. 299, «Сунан» Ибн Маджа, т. 1, стр. 53, «Сунан» Аби Дауда, т. 1, стр. 37, «Фадаил ас-сахаба» Ахмад ибн Ханбала, т. 2, стр. 657, «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 7, стр. 156, «Мустадрак аль-Хаким», т. 3, стр. 130, «Тахзиб ат-тахзиб» Ибн Хаджара, т. 10, стр. 255, «Аль-Исаба», т. 6, стр. 161, «Усд аль-габа», т. 4, стр. 410, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 155 и др. источники.
[28] «Ар-рияд ан-надара», т. 3, стр. 202, «Захаир аль-'укба» Табари, «Манакиб» Абдаллах Шафии, «Манакиб» Харизми и др.
[29] «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 280, «Шарх Макасид» Тафтазани, т. 2, стр. 219, «Манакиб» Ибн Магазили, стр. 212 и др. источники.
[30] «Ар-рияд ан-надара», т. 3, стр. 196-197, «Захаир аль-'укба», стр. 93, «Тарих» Ибн Касира, т. 7, стр. 392-393, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 280 и др. источники.
[31] «Аль-Исаба» Ибн Хаджара, т. 2, стр. 234, «Усд аль-габа» Ибн Асира, т. 3, стр. 72, «Канз аль-‘уммал», т. 11, стр. 608, т. 13, стр. 140 и др. источники.
[32] «Муснад» Ахмад ибн Ханбала, т. 5, стр. 26-33, «Фадаил ас-сахаба», т. 2, стр. 764, «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 1, стр. 94, т. 20, стр. 230, «Аль-Исти‘аб», т. 3, стр. 1099, «Усд аль-габа» Ибн Асира, т. 5, стр. 52, «Тарих аль-ислам» Захаби, т. 3, стр. 628, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 101-104, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 232, «Канз аль-‘уммал», т. 11, стр. 105-114, т. 13, стр. 114 и др. источники.
[33] «Сахих Тирмизи», т. 5, стр. 637 – предание 3723, «Фадаил ас-сахаба» Ахмад ибн Ханбала, т. 2, стр. 634 – предание 1081, «Хильят аль-аулия» Абу На‘има, т. 1, стр. 64, «Захаир аль-'укба», стр. 77, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 378, «Канз аль-‘уммал», т. 11, стр. 600 – предание 32889, т. 13, стр. 147 – предание 36462, «Мизан аль-и‘тидал», т. 6, стр. 279 – предание 8008, «Аль-Джами‘ ас-сагир» Суюти, т. 1, стр. 415 – предание 2704, «Ар-рияд ан-надара», т. 2, стр. 159, «Ас-Саваик аль-мухрика», т. 2, стр. 357 и др. источники.
[34] «Мустадрак аль-Хаким», т. 3, стр. 133-134 – предание 4625-4627, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 116-131, «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 3, стр. 88 – предание 2749, «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 2, стр. 127 – предание 1468, «Хильят аль-аулия», т. 1, стр. 63, т. 5, стр. 38, «Тарих аль-Ислам» Захаби, т. 3, стр. 635, «Канз аль-‘уммал», т. 11, стр. 618 – предание 33008, т. 13, стр. 143 - предание 36448-36456, «Захаир аль-‘укба» Табари, стр. 69, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 306, «Тарих Багдад», т. 11, стр. 90 – предание 5776 и др. источники.
[35] «Хильят аль-аулия», т. 1, стр. 71, «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 2, стр. 337 – предание 2157, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 121-132, «Канз аль-‘уммал», т. 12, стр. 222, Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 282 и др. источники.
[36] «Фадаил ас-сахаба» Ахмад ибн Ханбала, т. 2, стр. 662, «Ар-Рияд ан-надара», т. 3, стр. 120, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 135 «Мизан аль-И‘тидал» Захаби, т. 2, стр. 191, «Лисан аль-мизан» Ибн Хаджара, т. 2, стр. 229 и др. источники.
[37] «Тарих мадинати Дамашк», т. 2, стр. 406 – предание 905, «Мизан аль-И'тидал», т. 1, стр. 507, т. 4, стр. 127, «Усд аль-габа», т. 4, стр. 31 и др. источники.
[38] «Аль-Му‘джам аль-кабир», т. 3, стр. 81 – предание 2726-2727, «Аль-Му‘джам аль-аусат», т. 7, стр. 343 – предание 7675, «Аль-Му‘джам ас-сагир», т. 2, стр. 79 – предание 1014, «Мустадрак аль-Хаким», т. 3, стр. 148 – предание 4669, «Талхис» Захаби, т. 3, стр. 138, «Сияр а‘ляму нубаля», т. 3, стр. 39, «Тахзиб ат-тахзиб», т. 4, стр. 249, «Ар-Рияд ан-надара», т. 3, стр. 113, «Канз аль-‘уммал», т. 13, стр. 145 – предание 36455, «Маджма‘ аз-заваид», т. 9, стр. 130, «Муснад» Аби Я‘ля, т. 12, стр. 140 – предание 6771 и др. источники.
[39] «Канз аль-‘уммал» - предание 32917-32957, «Ас-Сава‘ик аль-мухрика», т. 2, стр. 366, «Фараид ас-симтайн», т. 1, стр. 295, «Кунуз аль-хакаик» и др. источники.
[40] «Тарих Багдад», т. 4, стр. 417, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 244, «Канз аль-‘уммал», т. 11, стр. 621 – предание 33021 и др. источники.
[41] «Тарих Багдад», т. 4, стр. 210, «Тарих мадинати Дамашк», т. 42, стр. 104, «Кунуз аль-хакаик» Манави, стр. 67, «Аль-Фардаус» Дийлами, т. 2, стр. 142, «Йанаби‘ аль-мавадда» Кундузи Ханафи, т. 2, стр. 65 и др. источники.