Многие аяты Корана наряду с разъяснениями основных форм поклонения Всевышему: намаза, поста, закята и хаджа особо призывают верующих к воспитанию в себе благочестия и праведности. Аллах повелевает уверовавшим жить в соответствии с законами Господнего благочестия и нравственности, своим примером разъяснять повеления Аллаха и призывать следовать им и других людей. В общинах, которые соблюдают волю Аллаха и следуют Его закону, господствует прекрасная высоконравственная атмосфера, которая воспитывает в душах му`минов и, как следствие, создает в жизни этой общины духовную чистоту, подобную той, что будет у обитателей Рая.
Истинные мусульмане – чистые и искренние рабы Аллаха. В каждой своей мысли, деле или беседе они думают прежде всего о том, достойно ли оно довольствия Аллаха, и они с трепетом боятся сделать что-либо недостойное. Искренние мусульмане никогда не допустят недоброго умысла или мысли, которые сатана будет внушать им через их нафс, ибо душа их и совесть чисты и близки к Аллаху. И они войдут в другую жизнь с этой чистотой и близостью ко Всевышнему.
В Коране Аллах сообщает о чистоте душ праведных мусульман, избавленных от алчных страстей, злобы, зависти и недостойных мыслей. Мусульмане живут, предав свои сердца Аллаху, и усердствуют, дабы не пустить к себе все недоброе:
«Когда он с сердцем чистым (праведным) пришел к Владыке своему». (Сура «Ас Саффат», 37:84)
«Они те, которые уверовали и чьи сердца исполняются покоем при упоминании Аллаха…» (Сура «Ар Ра`ад», 13:28)
И именно им Аллах обетовал награду обителью Рая за их чистоту и нравственную высоту:
«Те, которые уверовали и вершат праведные дела и перед Господом своим смиренны, – они будут обитателями Рая и в нем останутся навечно. (Сура «Худ», 11:23)
„Им – Рай Эдема, реками омовенный, где пребывать навечно им. Такой награда будет тем, кто (перед Господом) очищенным (предстанет). (Сура «Та-Ха», 20:76)
„О ты, душа, обретшая довольствие! Вернись к Владыке своему угодной Ему и довольной. Теперь войди в среду (праведных) рабов Моих. Войди в Мой Рай! (Сура «Аль Фаджр», 89:27-30)
Образ мысли и действия искренних верующих отражают степень искренности их Имана. Каждое решение и поступок их прекрасны, ведь они всегда живут с любовью и трепетным страхом перед Аллахом в душе. Их духовная красота есть свет, исходящий от их искреннего служения Аллаху. Эти люди будут узнаны по самому явному признаку, как сообщается в Коране:
„… Ты увидишь их преклоняющими колени и склоняющимися ниц (в молитве перед Богом), желая обрести милость Аллаха и сделаться Ему угодным. И знаки (благочестия) на их челе – следы (молитвенных) поклонов. И таково подобие их в Торе. А образ их в Евангелии – семя, которое пускает свой росток и укрепляет его (стебель); затем становится он плотным, вытягиваясь собственным стеблем и наполняя сеятелей радостью…„ (Сура «Аль Фатх», 48:29)
Взгляд искреннего мусульманина всегда красив и содержателен, разговоры мусульман всегда чисты, лишены и толики недостойных нот, слова их всегда благородны и мудры, потому что они не говорят пустых слов. Но говорят только то, что угодно Аллаху. Как сообщается в Коране, слова праведного мусульманина всегда дают свои добрые всходы и не уходят впустую:
„ Ужель не видел ты, какую притчу нам Аллах приводит: доброе слово как дерево доброе, чьи корни крепки, а ветви к небесам взметнулись. (Сура «Ибрахим», 14: 24-25)
Му`мины неизменно скромны и искренни, великодушны и открыты людям, доброжелательны в своих словах и делах. Этим и объясняется то, что среди мусульман всегда царит дружественная атмосфера, тепло и искренность. Эти нравственные качества и красоту взаимоотношений на земле им дарует Аллах и все эти блага пребудут с ними навеки и в иной жизни. Пророк Мухаммад, с.а.с, во многих хадисах особо упоминал о нравственной красоте му`минов в Раю:
… Что более всего помогло им войти в Рай? Богобоязненость и благочестие… [Рамуз аль-Ахадис, том 1, стр.12/8]
Пророк Мухаммад, сообщил также и то, что должен помнить каждый верующий для того, чтобы стать достойным Рая:
… быть совестливыми перед Аллахом, помнить о том, что тело сгниет в могиле, помнить о душе и чувствах, помнить о своих мыслях. Кто хочет награды в другой жизни, тот пусть оставит бренную мирскую красоту. Вот когда раб поистине „будет скромным и стыдливым перед Аллахом". И тогда он станет достойным другом Аллаха. [Рамуз аль-Ахадис, том 2, стр. 343/2]
Наивысшие человеческие добродетели, такие как справедливость, милосердие, терпение, щедрость, чистота помыслов, честь, храбрость и честность многократно напоминаются верующим в хадисах Пророка Мухаммада, с.а.с. Кроме того, наш Пророк, с.а.с, напоминает нам, что для обретения вечного Рая мусульманин должен быть „доброжелательным и вьяве и втайне", „говорить достойные слова", „благодарить Аллаха и в дни изобилия, и в дни испытания малым достатком", „давать садаку нуждающемуся", «не придавать ничего в равные Аллаху", «стремиться к познаниям", «испытывать трепетный страх перед Аллахом", «следовать Пророку", «остерегаться гордыни", «не совершать нечестия и не опускаться до попрошайничества в случае, если верующий беден, но хранить свое достоинство и честь», «быть честными в торговле»; «быть довольными волей Аллаха», «беззаветно служить Аллаху и Его вере и расходовать ради этого все возможности».
Все те нравственные качества, которые Пророк Мухаммад, с.а.с, упоминал в хадисах, сообщаются и в аятах Корана как черты мусульман, которые они должны воспитывать в себе, если хотят обрести довольствие Аллаха.
Примечательно здесь привести для сравнения строки из Евангелия, где также особо указываются нравственные качества тех, что достоит Рая:
… их есть Царство Небесное… Они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю! Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся! Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят! Блаженны миротворцы!… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное… Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… (Евангелие от Матфея, 5: 2-12)
В тексте Евангелия от Марка и посланиях апостолов особенности тех, кто достоит войти в Рай, описываются так:
Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Иисус сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди Его: „Не прелюбодействуй, не убивай. Не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать." Он же сказал ему в ответ: „Учитель, все это сохранил я от юности моей." Иисус, взглянул на него, полюбил его и сказал: «Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мной… « (Евангелие от Марка, 10:17-21)
… будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. (1-ое Послание ап.Петра, 3:8-11)
… Ты же, человек Божий,… преуспевай в правде, благочестии, вере, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты призван, и исповедуй доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим…Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверно, но на Бога, живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (2-е послание к Тимофею ап. Павла, 6:11-19)