Имам Казим (мир ему) питал теплые чувства к людям, особенно
неимущим и нуждающимся. Каждый, кто приходил в дом имама ввиду духовных и
материальных потребностей, покидал его с полными руками и спокойным сердцем.
Прозвище «Казим» имам снискал в силу своей сдержанности и снисходительного
подхода к ошибкам людей. Он говорил: «Любовь украшает жизнь, укрепляет
отношения, вселяет надежду в сердца и согревает атмосферу в обществе».
Имам Муса Казим (мир ему) в своей политической борьбе умел
прекрасно пользоваться возможностями. Некоторые из его сторонников занимали
ответственные посты в правяшем аппарате. Они всячески поддерживали имама Казима
(мир ему) и его приближенных и, благодаря влиянию в аббасидском дворце,
создавали почву для политической и социальной деятельности имама. Одним из
активных соратников имама был Али ибн Ягтин. Он был поклонником семейства
Пророка и имама Казима (мир ему) и занимал высокую должность в правительственном
апарате Аббасидов. Однажды Али ибн Ягтин обратился к имаму с просьбой разрешить
ему уйти со своей должности и покинуть аббасидский дворец. Однако имам Казим
(мир ему) отказал ему в просьбе и сказал: «Бог назначил среди угнетателей
благочестивых людей, через которых оказывает поддержку своим покорным рабам.
Быть может через тебя Он спасает своих приближенных от огня козней недругов».
История свидетельствует о том, что между имамом Казимом (мир
ему) и Али ибн Ягтином существовали тесные связи. Али ибн Ягтин совершил много
деяний в поддержку обездоленного народа, питавшего любовь к семейству Пророка
(ДБАР). Пользуясь своим влиянием в аббасидском дворце он по разрешению имама
Казима, ежегодно посылал в паломничество нуждающихся, оказывая им тем самым материальную
помощь. Кроме того он тайным образом возвращал неимущим взимаемые правителями
налоги.
Суть деятельности имама Казима (мир ему) заключалась в
борьбе с отклонениями и порочными воззрениями в обществе того времени. Имам
Казим (мир ему) противостоял несправедливым правителям, предъявляя логичные
доводы и разъяснял смысл отклонения человека с прямого пути.
Научно-интеллектуальная деятельность имама Казима (мир ему) проводилась в
политической атмосфере, насыщенной удушьем. Благодаря своему терпению и сдержанности
он сумел сохранить подлинное религиозное учение и неугасимый свет истины.
История хранит имена более двухсот ученых и толкователей хадисов, все из
которых были грамотными учениками имама Мусы Казима (мир ему). Имам Казим
приложил много усилий к тому, чтобы повысить уровень знаний народа своего
времени. Он рекомендовал мусульманам пополнять свои знания из подлинного
религиозного учения и проявлять бдительность перед заговорами врагов.
Аббасидские правители прекрасно понимали, что мудрое присутствие имама
Казима (мир ему) среди народа ослабит основы их деспотической и жестокой
власти. По этой причине, в истории жизни имама читаем, что много лет своей
благословенной жизни, особенно при власти Харуна ар-Рашида, он провел в
темницах. Однако безграничная стойкость и терпение имама Казима помогли ему выдержать этот трудный период и сохранить влияние среди народа
Источник: |